История бани и сауны
"Сауна - лекарство бедняка",- гласит финская пословица. Как трудно войти с залитой солнцем местности в интимный сумрак старой дымовой сауны, покрытой черной сажей, так же трудно сориентироваться и в истории сауны. Баня (сауна) - творение человечества - является частью его жизни еще с тех пор, когда человек начал ее использовать.
О том, что человечество еще в древности пользовалось баней, свидетельствуют результаты археологических исследований. Можно предположить, что уже тогда людям было известно благотворное влияние тепла на человеческий организм.
Наиболее старым письменным упоминанием о бане является свидетельство Геродота, который в 450 г . до нашей эры описал привычку скифско-сарматских племен, занимавших территорию современной Украины, мыться в палатке, в центре которой находились разогретые камни, на которые бросали семена конопли [Fritzsche W., 1978]. Позже баня упоминается арабским путешественником Ибн Дзета, или Ибн Руста, (912), который видел на территории современной Болгарии примитивные жилища из земли с остроконечной крышей, обогревавшиеся раскаленными камнями, которые обливали водой, причем люди при этом снимали одежду. В. таких сооружениях жили целые семьи до наступления весны. Их можно считать прототипом бани. Упоминание о бане имеется и в летописи Нестора (1056), где апостол Андрей описывает свое путешествие в 907 т. по Северной Руси и посещение мордвы, ветви угро-финской группы племен; которые проживали тогда вблизи от Новгорода [Milolasek A., 1972].
О возникновении и дальнейшем распространении бани во всем мире ведется много дискуссий. Если мы будем считать разогретые камни источником тепла, необходимого для образования пара, то возникновение бани можно датировать каменным веком. Она появилась у жителей холодной и умеренной климатических зон северного полушария. Согласно данным Е. Mehl (1953), баня распространилась в средние века из Исландии через Северную и Среднюю Европу в Азию и через Берингов пролив проникла в Северную Америку. С Аляски она распространилась до Гватемалы и Лабрадора. Проделав такой путь в виде треугольника, она возвратилась на запад, к Исландии. Не исключено распространение бани и в противоположном направлении. Раскопки в области обитания народности майя свидетельствуют о том, что жители Центральной Америки имели потельную ванну, о чем свидетельствуют остатки их жилищ, которым более 2000 лет [Calvigero С,. 1787]. Испанцы, которые пришли в эту область в XVI в., наблюдали у ацтеков культуру приема потельных ванн под названием "темескал", которую они заимствовали от своих предков майя (теме - по-ацтекски ванна, калли -дом) [Cresson F. M., 1938].
У кочевых племен, живших в центральной и восточной областях Африки, имелись ритуальные и религиозные обряды, связанные с применением горячевоздушных и парных ванн. Они использовались также с лечебной целью [Harley G. W., 1941; Junod H. Т., 1927]. Имеются сведения о применении потельных ванн в Ирландии, в то время, когда она находилась под влиянием Римской империи. Предполагается, что появление здесь! этого вида ванн связано с приходом викингов, которые в VIII в. приплыли на остров [Milligan S.F., 1889].
На основании археологических и исторических данных истории возникновения и распространения бани можно утверждать, что это был "многоочаговый" процесс. Люди научились использовать природные явления для своей пользы, они узнали свойства огня, воды и камня. Это было предпосылкой возникновения современных бань. Естественно, что распространение бани связано с особенностями миграционных факторов человечества, которое переносило свой опыт, привычки, и способ жизни в новые области обитания. Уже из самих названий видно происхождение ванн, например: финская баня (сауна), русская баня, римские ванны, темескал, камабуро и изгибуро, японская сухая| каменная ванна и т. д.
В Передней Азии и Европе была высокая культура ухода телом, например в древней Греции и особенно в Спарте, где имелись общественные бани. Затем они распространились по всей территории Греции и появились в Риме, а вскоре и во всей империи. Следует заметить, что римские термы были построены по тем же принципам, что и современная сауна, т. е. в них имелись горячий и холодный воздух, горячая и холодная вода, проводились массаж и натирание тела маслами [Konya A., Burger A., 1973]. Позднее римские бани распространились в Турцию и другие регионы Азии.
В Европе в средние века были распространены русские бани, которые назывались парными, и римские суховоздушные бани. Оба типа бань существовали раздельно из-за своих характерных особенностей. Наибольшего развития строительство бань достигло в XIII-XVI вв., а с XVII в. оно постепенно стало,, приходить в упадок. Это связано с появлением различных эпидемий и с тем, что баки стали считаться безнравственными заведениями. Несмотря на это, в России бани не прекратили своего существования.
В начале XIX в. в Европе вновь началось строительство бань ирландского типа, которые имели черты русской и римской бань. В дальнейшем в строительстве различных типов бань стало ощущаться сильное влияние сауны, приобретавшей все большую популярность. Наибольшая заслуга в возрождении сауны в течение последнего столетия принадлежит Финляндии, где она пережила подлинный ренессанс.
Несмотря на строгие запретные меры, сауна никогда не исчезала полностью. О времени возникновения финской сауны нет точных сведений, однако считается, что она существует приблизительно в течение двух тысячелетий и в первые появилась у древнефинских племен. В старом финском фольклоре сауна занимает значительное место. Так, детей рожали в сауне, прежде чем идти к алтарю, невеста прихорашивалась в сауне, пожилые люди перед смертью также находились в сауне. Таким образом, вся жизнь финнов была связана с сауной. В финском народном эпосе "Калевала" герои-богатыри описаны как "мужья сауны".
Финны пользовались сауной с начала нашей эры, когда окончательно поселились на территории o современной Финляндии. Появлявшиеся в дальнейшем новые оседлые племена перенимали культуру сауны у финнов. Восточно-финская сауна, которая находилась под влиянием великорусских бань, была меньше и использовалась главным образом для мытья, тогда как западно-финская сауна в значительной степени применялась для сушения рыбы, хранения мяса, конопли, льна, овощей и т п [Liebel F., 1978].
Практически первым письменным упоминанием о сауне является книга отца финской литературы Михаила Агриколы. В этой молитвенной книге, написанной в 1544 г ., сауна рекомендуется в качестве лечебного средства [Valtakari P., 1978]. Однако указом шведского правительства, под властью которого финны пребывали с 1150 по 1809 г ., из-за распространения глазных, эпидемических и кожных болезней, потребления большого количества дерева и опасности возникновения пожаров сауна была запрещена. Вновь она начала возрождаться в начале XIX в. и распространилась во все цивилизованные страны.
Таким образом, сауна является культурным достоянием всего финского народа. Первым робким шагом, с которого началось ее распространение по всему миру, явилось строительство скромной сауны в Париже к олимпийским играм 1924 г . Значительную роль в рекламе сауны сыграли олимпийские игры 1936 г . в Берлине, где в олимпийской деревне для финских спортсменов была построена сауна, а их спортивные достижения на этой олимпиаде были приписаны в значительной степени положительному влиянию сауны [Ott V. R., 1948]. Широкое распространение она получила в 50-е годы после второй мировой воины.
То, что сауна, несмотря на трудные времена, не исчезла в течение тысячелетия, не следует приписывать только ее гигиеническим свойствам. Она имела более глубокие корни в жизни людей. В прошлом она наделялась мистическим влиянием и считалась вместилищем таинственных сил. Кроме того, ее положительное влияние объясняли лечебным действием. На протяжении столетий накапливались сведения о положительном влиянии сауны как на здоровых, так и на больных людей. Это позволило ей занять важное место среди лечебных мероприятий. Так сауна стала современным методом лечения и профилактики многих заболеваний и восстановления работоспособности.
До конца XVIII в. сауна была практически единственным методом оказания помощи больным людям. В то время ее можно было бы сравнить с современным поликлиническим заведением. Следует подчеркнуть, что до конца первой -половины XIX столетия не было большой разницы между знахарями и врачами. Их дифференциация произошла по мере открытия клетки и микробов, развития физических и химических методов исследования [Teir H., 1980]. Раньше главной задачей знахарей и врачей была терапия, так как еще не существовало диагностических методов, а лечение зависело от представления о болезни, которая могла быть вызвана злыми духами. Знахарство было связано с магией, волшебством и мистическими силами, что отражалось и на методах лечения. Врачи же исходили из гуморального учения Гиппократа о плохой крови, которая могла быть причиной различных заболеваний. Ее следовало выпустить из вен с помощью пиявок или других доступных в то время способов. Таким образом, мистицизм объединял обе группы врачевателей. Благодаря своим особенностям, обособленности от остальных построек сауна была идеальным местом для проведения лечебных мероприятий больным людям, особенно в вечерние часы. Так проводились кровопускания, что объясняет возникшее в те времена название "кровавая сауна" [Teir H., 1980]. Проведение этой процедуры было возможно в связи с известной стерильностью среды, достаточным количеством теплой воды, интимностью обстановки. Финская сауна считалась святым местом, в ней нельзя было громко разговаривать, петь, принимать алкоголь или шумно развлекаться, а следовало вести себя тихо, ка-к в костеле. Нарушители этого запрета строго наказывались [Konya A., Burger A., 1973].
Заведений, подобных сауне, в мире было много, им также приписывали лечебное влияние. Так, общество норвежских врачей считало, что сауна может предупреждать развитие некоторых инфекционных заболеваний [Aaland М., 1978]. S. F. Milligan (1889) писал о том, что ирландские бани используются при ревматизме по всей Ирландии. Англичанин W. Toog, член Императорской академии наук в Петербурге, в 1799 г . писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются положительным влиянием русской бани. С 1877 по 1911 г . было написано около 30 диссертационных работ о лечебном "воздействии русской бани [Aaland M., 1978].
Некоторые африканские племена прибегали к потельным ваннам как лечебному средству [Harley G. W., 1941; Junod H.T., 1927].
Японцы использовали свои потельные ванны кама-буро с хорошими результатами при различных травмах, кожных заболеваниях, желудочных расстройствах, артритах и ревматизме. Подобным эффектом обладала иши-буро, которая известна в течение последних. 10 веков. Недалеко от Нагасаки были найдены правила применения этого типа бань, включая противопоказания. Баней нельзя было пользоваться лицам с венерическими заболеваниями, эпилепсией, проказой. Здесь начали осторожно, в течение 3-4 дней, проводить лечение акупунктурой. Применять баню рекомендовалось 1 раз в 10 дней. В ней запрещалось есть, пить, шуметь, мочиться, совершать сексуальные акты. Баня позволяла соблюдать личную гигиену, имела профилактическое значение и оказывала лечебное воздействие при 7 кожных заболеваниях [Fujinami К., 1936; Tomara M., 1978].
Эскимосы Аляски считали, что потельные ванны обладают не только гигиеническими, но и лечебными свойствами при многих заболеваниях, в том числе при патологии мышц [Aaland M., 1978].
Индейские племена Центральной Америки применяли парные ванны темескал древних майя не только для гигиенических, но и для лечебных целей при ревматических, кожных и других заболеваниях [Lewis О., 1953; Tyrakowski К., 1977]. Темескал рекомендуется врачами и в настоящее время, при этом используются экстракты из растений и другие ингредиенты, которые, испаряясь, дают лечебный эффект [Krumbach H., 1975, 1977]..
Из приведенных сведений следует, что бани вообще, а сауна в частности использовались в качестве профилактического и лечебного средства при некоторых заболеваниях уже в давние времена. Современная медицина также рекомендует применение бани. Ее влияние на здоровый и больной организм стало предметом пристального внимания.
оглавление